История создания Московского метро

 

Весной 1935 года на улицах Москвы появились люди, одетые в т╠мно-синие шинели, двубортные т╠мно-синие костюмы, белые сорочки и ч╠рные галстуки.
- Кто это, - удивл╠нно спрашивали друг друга москвичи.
- Метрополитеновцы! - с гордостью отвечал кто - нибудь из более осведомл╠нных.

Вестибюль станции
Наземный вестибюль станции "Дворец Советов"

Станции - подземные дворцы!

m2.jpg - 15,20 K Для всеобщего пользования Московский метрополитен был открыт 15 мая 1935 года в 7 часов утра. Однако за долго до его открытия начались пробные рейсы. И одновременно шла интенсивная подготовка машинистов подземных поездов.
Движение началось от станции "Сокольники" до станции "Охотный ряд" и далее по разветвлению - до станций "Парк культуры" и "Смоленская".
13 прекрасно выполненых и богато архитектурно оформленых станций-дворцов, залитых потоками света, гостепреимно раскрыли двери вестибюлей перед трудящимися Москвы и всей нашей страны.
Люди всю ночь стояли у вестибюлей, чтобы оказаться в числе первых пассажиров.
разменных автоматов и турникетов тогда не были. Пассажиров пропускали по билетам двух цветов. Красные - до <Сокольников>, желтые - обратно. На билетах делались пометки о времени выдачи. Билет считался действительным в течение 35 минут. Впрочем, для путешествия под Москвой много времени и не требовалось. Длина первой трассы была немногим больше 11 км.
В музее Московского метрополитена хранится любопытный экспонат' своеобразный документ эпохи -билет N 1 на проезд по метрополитену.
Этот билет передал в музей П. Н. Латышев, старожил столицы.
За пять лет протяженность линий Московского метро выросла более чем на 13 км; количество станций - на 10. Значительно больше стали размеры движения.
В 1935 году в часы <пик> максимально пропускалось 15 пар поездов, всего за сутки проходило 487 поездов, а в 1940 году они увеличились соответственно до 34 и 1992. В перевозочном процессе повысилась роль эскалаторного хозяйства.
. Потребовалось совсем немного времени, что москвичи смогли убедиться: метро - самый быстрый вид городского транспорта. За пять лет работы скорость движения поездов постоянно повышалась. Если вначале (с учетом остановок на станциях) она равнялась 22,5 км/ч то в последний предвоенный год она достигла 34,58 км/ч причем максимальная скорость стала 60 км/ч.
Благодаря усовершенствованию подвижного состава и освоению техники вождения снизилось время, Затрачиваемое на один рейс, значительно улучшилось использование поездов.
В сутки каждый вагон метрополитена пробегал расстояние, равное приблизительно расстоянию от Москвы до Ленинграда. При такой напряженной работе требовался тщательный уход за подвижным составом подземной железной дороги, текущий ремонт и профилактический. Слесари, техники, инженеры ежедневно осматривали вагоны сложную аппаратуру поездов, заменяя при необходимости износившиеся части и детали.

Годы Великой Отечественной

ВОВ 22 июня 1941 года, воскресенье. День с утра обещал быть солнечным, теплым. Многие метрополитеновцы, как и большинство москвичей, собрались выехать за город, чтобы отдохнуть в лесу или у реки.
И вдруг - голос диктора по радио объявляет, что с правительственным сообщением выступит В. М. Молотов.
Слова Молотова ошеломили: рано утром фашистская Германия без всякого предупреждения вероломно напала на Советский Союз, немецкие войска вторглись в нашу страну на западных, северных и южных границах, гитлеровский военно-воздушный флот бомбит советские города и села.
Вскоре коммунисты и беспартийные работники всех подразделений метрополитена собрались в партийных комитетах и на своих рабочих местах. Их никто не вызывал, никто но приказывал явиться. Люди пришли сами. По призыву сердца и совести. По велению своего гражданского и патриотического долга.
В этот же день по распоряжению Наркомата путей сообщения, начались первоочередные работы по мобилизационным планам.
Командный состав и некоторые работники были переведены на казарменное положение. На оборудованном командном пункте круглосуточно дежурили руководящие работники.
На некоторых станциях метро разместились военные и государственные учреждения. На станции <Кировская> находились отделы Генерального штаба Красной Армии. Поезда там не останавливались, перрон отгородили от путей высокой фанерной стеной.
Срочно начались работы по усилению отдельных сооружений, монтировались устройства герметизации и оборудовались дополнительные санитарпо-технические установки.
С первых же дней войны более 30 процентов работников метрополитена ушли в действующую армию, истребительные батальоны и народное ополчение. Многие из них, имея на руках удостоверение об отсрочке от призыва в армиию, уходили добровольцами. Буквально на второй день войны начались работы в мастерских метро, которые могли хоть в какой-то мере по-мoчь Kpacнoй Аpмии.

22 июля 1941 года в Москве впервые прозвучала настоящая воздушная тревога: вражеская авиация совершила налет на советскую столицу. Имея опыт при объявлении учебных воздушных тревог, работники метро успешно справились с задачей по укрытию населения: на платформах станций разместились женщины и дети, инвалиды и престарелые, для них были расставлены лежаки и кро-ватки-раскладушки, были использованы также пути, на которых уложили деревянные щиты. Позаботились и о питьевой воде, в вагонах, стоявших на станциях, оборудовали медицинские пункты.
Первый налет гитлеровской авиации оказался особенно сильным. Он нанес повреждения некоторым объектам метрополитена.
Когда угроза воздушного нападения стала повседневной, Московский метрополитен был переведен на другой режим работы: с 18 часов, не дожидаясь сигнала <Воздушная тревога!>, прекращалось движение поездов и население укрывалось на ночное вpeмя.
Москвичи так привыкли к этому режиму, что заблаговременно за час-полтора у вестибюлей выстраивались очереди людей с чемоданами и узлами, с нетерпением ожидающих, когда можно будет спуститься на станции и отдохнуть в безопасном месте. Только осенью 1941 года Московский метрополитен оказывал убежище полумиллиону москвичей за сутки. На станциях сумели организовать продажу вечером молока (в бутылочках) и белого хлеба для детей. Были смонти-рованы специальные фонтанчики с питьевой водой. В условиях военного времени первостепенное значение имела вентиляция в тоннелях и на станциях. От нее зависело физическое состояние десятков тысяч людей. При воздушных налетах на поверхности у вентиляционных киосков выставлялись посты. Они имели телефонную связь с командным пунктом сантехники. По сообщению дежурных принимались меры к тушению пожаров, возникавших вблизи вентиляционных киосков из-за сброшенных <зажигалок>.


Напишите мне какую еще информацию вы хотели-бы здесь увидеть.

Письмо автору

Домашняя страничка Письмо автору Гостевая книга